Как восстановить трудовую книжку?
Нередко в жизни случаются такие непредвиденные моменты, которые существенно осложняют нам жизнь. К таким неприятным ситуациям можно отнести и утерю важных личных документов. В частности, при утрате трудовой книги, встает ряд вопросов – можно ли ее восстановить, как правильно это сделать и к кому обратиться за помощью? Ответы на эти и другие вопросы – читайте в данной статье.
Как восстановить трудовую книжку при утере или пожаре?
Для того, чтобы выяснить, как восстановить рабочую книжку при утере, краже, пожаре, стихийном бедствии и других чп, обратимся к законодательству РФ. В частности, существуют специальные правила, регламентирующие порядок выдачи дубликата данного документа взамен того, который потерял физический субъект.
Отвечая на вопрос, в каком архиве восстановить данные из трудовой книжки, следует обратить внимание, что выдача дубликата полностью возлагается на последнего работодателя. Для этого пострадавший работник идет непосредственно к своему руководителю с заявлением с просьбой выдать ему новый документ в замен утерянного. В заявлении необходимо указать причину замены трудовой книжки – это может быть не только утрата при пожаре, краже, стихийном бедствии. Также основанием для выдачи дубликата может служить изношенность старого документа. Работодатель в этом случае обязан всячески содействовать своему сотруднику в вопросе скорейшего восстановления всех данных. Отказать в помощи и выдаче нового документа либо дубликата руководящее лицо не имеет права.
Через пенсионный фонд как восстановить трудовую?
Также существует возможность пенсионеру либо работающему гражданину получить утерянный документ о предыдущих местах работы через Пенсионный фонд. В этом случае необходимо лично явиться в ПФ по месту жительства с пакетом обязательной документации, подтверждающей подлинность информации о трудовом стаже. Это может быть:
- трудовой договор с той организацией, где когда-то трудился работник – он должен быть составлен по правильной форме с подписью руководителя и печатью предприятия;
- выписки из приказов о поощрениях, награждениях сотрудника;
- лицевой счет (имеющий непосредственное отношение к этому процессу);
- ведомости о начислении зарплаты.
Как восстановить трудовую книжку если есть ксерокопия?
Значительно упрощается задача, если владелец утерянного документа заранее позаботился и сделал ксерокопию всех страниц книги. Однако они должны быть официально заверены должностными лицами, кадровиками предприятия либо главным бухгалтером.
Если у человека на руках уже заверенная по всем формам копия, то все, что ему необходимо сделать для получения дубликата, это подать заявление руководителю последнего места работы и предъявить в отдел кадров заверенную ксерокопию. Таким образом, документ может быть восстановлен в самые кротчайшие сроки.
Если предприятие ликвидировано
Еще один вариант развития событий – когда предприятие, на котором трудился сотрудник было по какой-либо причине ликвидировано.
В этом случае самым целесообразным вариантом может служить обращение в Пенсионный фонд, где могут дать точную и подробную информацию относительно стажа работы конкретного лица.
Еще один путь получения дубликата – это обращение в судебные органы, которые отправят запрос во все необходимые учреждения и инстанции, чтобы получить точную картину официальной рабочей деятельности заявителя. Возможно суд сочтет нужным привлечь свидетелей, которые когда-то работали вместе с человеком.
Сколько стоит восстановить трудовую книжку?
Все зависит от тех затрат, которые понесет работник, отправляя запросы, заверяя ксерокопии у нотариуса, отправляясь в поездку в тот город, где он ранее работал. Что касается стоимости самой корочки, то она не превышает 300 рублей.
Сроки
При обращении к руководителю последнего места работы, он обязан выдать дубликат своему сотруднику в 15-тидневный срок. Если бывший сотрудник имеет копию заверенную, этот срок может быть сокращен до 3-х рабочих дней.
После увольнения если работодатель не отдает трудовую, что делать?
По закону работодатель не имеет права не вернуть трудовую книжку своему сотруднику. Но если это все же произошло, и руководитель не отдает документ, бывший сотрудник имеет полное право действовать через суд. При этом все судебные издержки, а также компенсация за моральный ущерб, лягут на плечи нанимателя.