Федеральные и региональные налоги
Налоговая система прошла довольно длительный путь своего развития. Ее структура неоднократно подвергалась различным дополнениям и изменениям со стороны законодательства. Сегодня она является трехуровневой, а налоги делятся на местные, региональные и федеральные. И все они выполняют очень важную функцию — формируют бюджеты всех уровней самоуправления.
Федеральные налоги и сборы — что это?
Федеральные налоги и сборы — это установленные законодательством общеобязательные налоговые взносы по всей России — так определяет их юридическую сущность НК РФ. Налоговые платежи — основной источник наполнения государственной казны, а также внебюджетных целевых фондов. Ставки большинства федеральных взносов исчисляются в процентах.
Согласно ст. 13 НК РФ существуют такие федеральные общеобязательные платежи:
- НДС — который есть в составе цены определенных групп товаров и косвенно уплачивается покупателем;
- НДФЛ — изымается в процентах от доходов физ. лиц;
- акцизы — налоговый сбор, который взимается с утвержденного законодательством ассортимента товаров, а также при пересечении таможенной зоны РФ;
- на прибыль организаций — уплачивается ИП и организациями исходя из содержания налоговый документов по итогам годовой работы, хотя сам налог уплачивается ежеквартально;
- водный — уплачивают субъекты хозяйствования за пользование водными ресурсами в своей деятельности;
- НДПИ, а именно добычу полезных ископаемых — платят также субъекты хозяйствования, которые в своей работе используют недра земли и признаны недропользователями по российскому законодательству;
- сбор за пользование объектами животного мира — платят ИП и организации, которые имеют разрешение на добычу и использование объектов животного мира или биологических водных ресурсов;
- гос. пошлина — это сбор, уплачиваемый за совершение операций, которые имеют юридическое содержание.
Налоговый кодекс определил ставки, порядок и сроки уплаты по каждому из вышеизложенных налоговых платежей. Их перечисление на банковские реквизиты налогового органа должно происходить вовремя, иначе предусмотрена пеня за несвоевременность.
Стоит отметить, что кроме юридической и экономической сущности налогов, предусмотрено и социальное разделение субъектов налогообложения, которое предусматривает применение налоговых скидок и льгот к определенным категориям.
Федеральные налоги на прибыль
Налог на прибыль — вид федеральных налогов, который является прямым налогом и взимается с прибыли предприятия, банка или страховой компании. Прибылью является доход предприятия уменьшенный на сумму установленных льгот и налоговых вычетов. К вычетам следует относить такие расходы: затраты на рекламу, научно-исследовательские работы или обучение персонала и т.д. Обязательным условием к вычетам является их документальное подтверждение.
Ставка налогообложения составляет 20%, из них только 2% идет федеральный бюджет, а остальные 18% поступают в местный орган. Начисляется он исходя из задачи содержания поданной предприятием налоговой декларации.
Транспортные федеральные налоги и сборы
А вот налог на транспорт, в отличие от выше определенного взноса, не является федеральным. Данный вид взноса оплачивают владельцы транспортных средств, в большинстве случаев, автомобилей. Размер ставки и порядок уплаты транспортного сбора устанавливают органы местного самоуправления и сумма его уплаты не поступает в федеральный бюджет, а остается в местной казне.
Размер транспортного налога для каждого автомобиля является индивидуальным и зависит от технических характеристик, в частности, от объема цилиндра двигателя и лошадиных сил.
КБК на пени по налогу на прибыль в федеральный бюджет
КБК — код бюджетной классификации доходов, расходов, источников финансирования и т.д. КБК состоит из 20 цифр. Данный код является своеобразным именем-шифром и необходим для перечисления налогов и сборов в бюджет.
Для каждого сбора установлен свой индивидуальный КБК. Чтобы узнать эти исчисления можно воспользоваться ссылкой на официальный сайт ФСН. На этом сайте можно найти любой КБК, необходимый для перечисления налогового платежа, в том числе КБК пени по выплате на прибыль.
Порядок установления введения и отмены федеральных налогов и сборов
Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются исключительно Налоговым кодексом Российской Федерации. Платежи местного значения устанавливаются и изымаются согласно нормативно-правовыми актам местных органов самоуправления. Также местными органам самоуправления могут быть установлены налоговые льготы на некоторые виды обязательных взносов, но не более чем на ту часть суммы выплаты, которая остается в бюджете местного уровня.
По делению на субъектов налогообложения — федеральные налоговые платежи для физических и юридических лиц
Для физических лиц
Перечень для уплаты физическими лицами следующий:
- государственная пошлина — уплачивается после совершения сделок, которые имеют юридическую силу, а также при получении некоторых документов;
- НДФЛ;
- НДС частично.
Для юридических лиц
Для юридических лиц это все остальные виды взносов:
- акциз — налоговый сбор, который взимается с юр. лиц на установленную номенклатуру продукции. Взимается также при пересечении российской границы;
- НДС — юридические лица производят уплату данного платежа по результатам объемов реализации товаров, которые являются объектом НДС. Хотя на самом деле, уплата НДС косвенно ложится на покупателя;
- сбор за пользование животным миром — платят ИП и предприятия, которые в своей деятельности используют объекты животного мира;
- НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых;
- водный — платят ИП и организации, которые используют водные ресурсы в своей работе;
- гос. пошлина — сбор, который уплачивается с юридически значимых операций;
- налог на прибыль организаций.
Рассмотрение законов о федеральных налогах и сборах в Совете Федерации
Федеральные сборы можно считать законно установленными, если они рассматривались и были приняты федеральным законодательным органом — Государственной Думой. Правительство РФ может подавать законопроекты с предложениями о введение или отмене сбора, а также об освобождении от его уплаты определенных субъектов. С подобными инициативами могут выступать и представители парламента.
После принятия Думой законопроекта он подлежит дальнейшему рассмотрению в Совете Федерации, который имеет право самостоятельно решать будет ли он по существо рассматривать законопроект или не будет, но по отношению к законопроектам о налоговых взносах такое право не действует — Конституция обязывает Совет Федерации рассматривать налоговые законопроекты — после чего они переходят на следующую законотворческую ступень.
После прохождения всех стадий рассмотрения, обсуждения и утверждения законопроект становится налоговым законом и может функционировать, но при условии полного соответствия требованиям Конституции РФ.